ЯКОВЛЕВСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Приморского края
Российской Федерации

Профильная краеведческая программа «Моя малая Родина»


Во исполнение подпункта 4.2 пункта 4 раздела II Протокола совещания Губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко с органами исполнительной власти Приморского края и главами муниципальных образований Приморского края 28.02.2022 № 9, в целях воспитания у несовершеннолетних российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, Приморскому краю, чувства гордости за свою малую Родину, за историческое прошлое многонационального народа России, осознания обучающимися своей этнической принадлежности, знания культуры своего народа и своего края на территории Яковлевского муниципального района организованы профильные патриотические смены в период летней кампании отдыха и оздоровления детей с реализацией программ профильной краеведческой смены «Моя малая Родина»

ПРОГРАММА

летних оздоровительных лагерей

с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района «Моя малая Родина».

Паспорт программы.

1.Название программы

Профильная краеведческая программа «Моя малая Родина» летнего лагеря с дневным пребыванием детей.

2. Цель и задачи программы

Цели программы:

создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания на примере краеведческого материала;

Задачи программы:

Наша программа способствует формированию у ребят:

интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;

уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;

стремления к улучшению окружающей среды родного села;

мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания.

3.Направление деятельности

Краеведческое, гражданско- патриотическое.

4.Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5.Ожидаемые результаты

1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

2.Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.

3. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.

4.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.

5.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.

6. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.

7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

6.Содержание программы

Форма: краеведческая экспедиция по родным местам «Моя малая Родина»

Содержание потока: в ходе смены ребята путешествуют тропами:

тропа «Мой дом родной»

тропа «Мои земляки»

тропа «Мы будущее малой Родины»

7. Сроки и этапы реализации.

Летняя оздоровительная кампания 2022 года

8.Оценка эффективности

Диагностическое обеспечение.

9.Основные участники и исполнители программы

Учащиеся школы с 6,5 до 15 лет, воспитатели летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей.

Методические рекомендации

по проведениюпрофильной краеведческой программы «Моя малая Родина» летних лагерей с дневным пребыванием детей.

Важная часть отдыха детей в летний период – лагерь с дневным пребыванием, организованный на базе школ.

Отдых детей сегодня — это не только социальная защита, это ещё и пространство для творческого развития. Обогащения духовного мира, и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации учащегося с учетом реалии современной жизни.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха и оздоровления детей школьного возраста была вызвана следующими фактами:

-в виду нестабильной политической атмосферы в окружающем социуме, появилась необходимость с раннего возраста приобщать ребенка к культурному наследию своего края, воспитывать патриота своей малой родины;

-модернизацией традиционных форм работы с детьми в лагере с дневным пребыванием, таких как викторины, конкурсы, праздники и введением новых;

-необходимостью использования в реализации целей и задач программы богатого творческого и патриотического потенциала детей и педагогов школы.

Ведущими ценностями в условиях организации отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием для являются: сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья детей; гражданско- патриотическое воспитание учащихся.

Данная программа по своей направленности является комплексной, профильной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием.

По продолжительности программа является краткосрочной и рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 15 лет.

Исходя из вышесказанного, было определено основное направление работы по организации отдыха и деятельности учащихся в летнем лагере гражданско- патриотическое.

Актуальность программы

Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.

Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю села, дома, улицы, района и края. Учить детей видеть красивое и прекрасное в родном селе. Необходимо научить детей гордиться нашими успехами и достижениями.

Для более глубокого погружения учащихся в историю своей малой родины, необходимо непрерывное образование.

Организация краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно — воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.

Рассматривая различные формы организации смены необходимо остановиться на краеведческих мероприятиях.

Путешествуя по родным тропам, ребята знакомятся с историей школы, села, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и края. Программа «Моя малая Родина» разработана для учащихся 6,5-15 лет. Программа краткосрочная, реализуется в течение профильной смены.

Цели программы

  • создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания;
  • оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.

Задачи программы

Программа способствует формированию у ребят:

  • интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;
  • уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;
  • стремления к улучшению окружающей среды родного села;
  • мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
  • навыков ЗОЖ.

Принципы реализации программы

  • Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  • Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
  • Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  • Принцип мтивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
  • Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
  • Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
  • Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.

Этапы реализации программы

Количество дней для каждого этапа устанавливается с учётом продолжительности смены и утверждается руководителем организации отдыха детей и их оздоровления.

I этап. Подготовительный

Этот этап характеризуется тем, что до открытия профильной смены летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

•издание приказа по школе о проведении летней смены профильного лагеря;

•разработка программы деятельности профильного лагеря;

•подготовка методического материала для работников профильного лагеря;

II этап. Организационный

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1 день.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Моя малая Родина»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа по программе;
  • работа над презентацией отряда.

IV этап. Аналитический

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов реализации программы;
  • анализ реализации программы, корректировка.

Ожидаемые результаты

  • Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного села и края.
  • Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.
  • Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
  • Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.
  • Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
  • Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

Условия реализации программы

  • Совместная заинтересованность в общем деле.
  • воспитание ответственности;
  • формирование социальной активности;
  • органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, оздоровления;
  • обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка;
  • следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);
  • вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.

2. Формы реализации программы.

Краеведческое направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.

  • Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного села и края. Расширять кругозор учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
  • Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде. Проведение инструкций по охране труда.
  • Развивающий блок включает работу кружков, оформление презентаций, проведение викторин, игр.

3. Содержание программы

Форма: краеведческая программа «Моя малая Родина».

Содержание программы: в ходе смены ребята путешествуют тропами:

  • тропа «Мой дом родной»
  • тропа «Мои земляки»
  • тропа «Мы будущее нашей Малой Родины»

Содержание троп:

1. Тропа «Мой дом родной» содержит следующие мероприятия:

Диспут «Кто я, где мои корни?», достопримечательности села, района, края, расположение на карте России, реки и озёра, история возникновения села, района, создание исторической справки «Происхождение названий улиц нашего села», разучивание народных песен, игр нашего края, зарисовка на асфальте: «Лекарственные растения нашего края», экскурсы в историю школы, села и его улиц, района.

2. Тропа «Мои земляки» содержит следующие мероприятия:

Встречи со старожилами города, знакомство с обычаями и традициями, выпуск электронной газеты «Земляк», встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами тыла, знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей и т.д;

3. Тропа «Мы будущее нашей малой Родины» содержит следующие мероприятия:

Трудовой десант «Мы за чистоту родного села», круглый стол с администрацией села на тему: «Перспективы родного края», итоговый выпуск газеты «За нами будущее малой Родины».

Финальное мероприятие – демонстрация презентации по собранному материалу, линейка «Подведение итогов смены»

Профильные смены летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района в 2022 году

1

Яковлевский муниципальный район

«Орлёнок» (Бельцовский филиал МБОУ СОШ с. Яковлевка)

1,2

35

2

«Зарница» (МБОУ СОШ № 1 с. Варфоломеевка)

2

75

3

«Родничёк» (МБОУ СОШ № 2 с. Варфоломеевка)

1,2

75

4

«Юный патриот» (МБОУ СОШ № 1 с. Новосысоевка)

1,2

129

5

«Родной край» (МБОУ СОШ № 2 с. Новосысоевка)

1,2

80

6

«Дружба» (Покровский филиал МБОУ СОШ с. Яковлевка»)

1,2

29

7

«Орлята» (Яблоновский филиал МБОУ СОШ № 1 с. Новосысоевка»)

1,2

60

8

«Юные патриоты» МБОУ СОШ с. Яковлевка

1,2

140


Отчет о реализации краеведческой программы «Моя малая Родина»

в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района

За время работы летних пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей были созданы благоприятные условия и возможности, позволяющие решить задачи непрерывного патриотического воспитания на примере краеведческого материала.

Программа способствовала формированию у ребят интереса к истории родного села, края, к своей родословной, поисковой и исследовательской деятельности, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, стремления к улучшению окружающей среды родного села, мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания.

Результаты, которые были достигнуты за время работы летних пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района:

1. Воспитана в детях любовь к своей малой родине, привит интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.

2.Расширен кругозор воспитанников.

3. Развиты индивидуальные способности детей, приобщённые к творческой деятельности,

5.Были созданы необходимые условия для самореализации воспитанников в различных сферах деятельности.

6. Улучшены отношения в среде детей и подростков, устранены негативные проявления, искоренены вредные привычки.

7. Укреплена дружба и сотрудничество между детьми разного возраста.

Содержание программы: в ходе смен ребята путешествовали тропами:

  • Открытие смен.
  • тропа «Мой дом родной»
  • тропа «Мои земляки»
  • тропа «Мы будущее нашей Малой Родины»
  • Закрытие лагерной смены

Содержание троп:

Открытие лагерной смены ознаменовалось нововведением – поднятие флага России под гимн нашей страны. В каждом лагере были проведены эти мероприятия, ребята пели гимн и с благоговением следили, как развивается флаг России над школой.

1. Тропа «Мой дом родной»:

Изучение достопримечательностей села, района, расположение на карте России, рек и озёр, история возникновения села, района, создание исторической справки «Происхождение названий улиц нашего села», разучивание народных песен, игр нашего края, зарисовка на асфальте: «Мой дом родной».

Ребята приняли участие в проекте «Кто я, где мои корни?». Детям было дано задание уточнить у родителей бабушек и дедушек о сувоях «корнях», дальних родственниках. В завершении данного проекта ребята защищали свои Древа родословной.

В рамках краеведческих мероприятий ребята работали с Красной книгой, узнавали много новых растению животных Приморского края, выпускали газеты с лекарственными травами Приморского края, слушали песню о своей малой Родине. Для некоторых ребят она оказалась незнакомой. Разучили слова.

Дети участвовали в различных проектах, таких как «Традиции моей семьи». Ребята рассказали о традициях их семьи, которая идет из поколения в поколение.

В рамках цикла мероприятий «Мой дом родной» проведены беседы о Конституции России, о государственной символике: Гимном, Флагом, Гербом РФ и Приморского края. Проведены конкурсы рисунков «Я рисую Родину родную».Ребята посетили районные и школьные музеи, где с ними были проведеныбеседы о семье и семейных традициях.

На основе этих мероприятий ребята приобрели знания о Конституции РФ, её символике, разучили Гимн. Аргументировали и высказывали свою точку зрения о семейных традициях и семейных ценностях. ПриобрелиГражданские качества патриотического отношения к своей Родине.

2. Тропа «Мои земляки»:

Встречи со старожилами города, знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей.

Дети смотрели презентации с национальной одеждой, традициями русского народа. Воспитателипровели беседы о ветеранах ВОВ родных сел, воспитанники посетили памятники односельчанам, погибшим в войне. На примере жизни и деятельности земляков детям было привито понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни. Воспитатели лагерей стимулировали стремление узнать как можно больше о родной земле и его людях, уважение и внимание детей к старшему поколению.

На основе всего, что было проведено на этом этапе дети с интересом слушали беседы жителях родного села и рассказали о своих родственниках, побывавших на войне.

3. Тропа «Мы будущее нашей малой Родины»:

Трудовой десант «Мы за чистоту родного села», «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», в парке захоронения участников ВОВ, дискурс на тему: «Перспективы родного края».

В рамках цикла мероприятий организованы и проведены проекты «Каким я вижу будущее своей малой Родины?». Ребята рисовали рисунки, каким бы они хотели видеть свою малую Родину через года.

Через беседы и личный опыт были привиты бережное отношение к родному селу и его природе. Воспитывали чувство гордости за свою малую Родину и его жителей. Для себя дети извлекли понятие того, что их село – маленькая частичка нашей большой Родины и поэтому её нужно держать в чистоте ив дальнейшем внести лепту в развитие своего родного села.

Также были реализованы мероприятия следующей направленности:

Спортивная направленность: проводилась ежедневная физзарядка, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, состязания, командные спортивные игры и т.д.

Творческая направленность: организовывались конкурсы рисунков «Моя семья – моя радость», «Правила дорожного движения», «Русские герои», «Любимые уголки родного края» и др… Ребята приняли участие в концертах, конкурсах «Алло, мы ищем таланты». КТД «День семьи, любви и верности». Проведена творческая мастерская по изготовлению поделок из бумаги. Каждая команда подготовила выступление «Нет вредным привычкам».

Интеллектуальная направленность: проведены различные викторины «Ежели вы вежливы», «Путешествие по сказкам», викторина по символике района, края «Страна чудес». Активное участие проявили ребята в квест – играх «Движение — это жизнь», «В поисках сокровищ», «Знания ПДД», «Яйцелет», в «Кулинарном поединке» показали свою смекалку, эрудицию. Для ребят подготовлен и проведен «Экологический КВН», где каждой командой было подготовлено творческое домашнее задание (подготовить сказку на экологическую тематику). Ребята приняли участие в конкурсе знатоков «Что? Где? Когда?»

Развлекательная направленность: для воспитанников организованы просмотр фильмов, мультфильмов, дискотеки, игры на сплочение коллектива и др.

Направление: собственнаябезопасность и безопасность окружающих. В рамках этого направления организованы и проведены встречи с представителями правоохранительных органов, представителями КДН и ЗП, МЧС, пожарной охраны. Ребятам провели беседу и показали видеоматериалы о правилах поведения на водных объектах и оказание первой помощи утопающим. Напомнили о правилах поведения и собственной безопасности в каникулярное время, об ответственности за неправомерные действия, о мерах предосторожности по использованию электроприборов и т.д. Проведена беседа «Не играй с огнем и тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара с элементами спасения человека.

Администрация Яковлевского муниципального района организовала для ребят пришкольных лагерей поездки в авиамузей г.Арсеньева, а также были организованы «Инженерные каникулы», где на разных площадкахпроведены мастер – классы по робототехнике. Всем участникам этих событий очень понравились мероприятия.

В период летней оздоровительной кампании 2022 в летних оздоровительных лагерях Яковлевского района был проведен конкурс проектов патриотической направленности «Мы – патриоты России!», где от каждого лагеря была набрана команда с подготовленной символикой и речевкой своего оздоровительного учреждения. Победители награждены грамотами, участники – дипломами главы Администрации Яковлевского муниципального района, все команды получили сладкие призы.

Обе смены в оздоровительных лагерях Яковлевского района царило веселье, суета, каждый день был наполнен интересными событиями и мероприятиями. Дни, проведенные в лагере, доставили детям много радостных минут и, несомненно, запомнятся им надолго!


14:40
|