Профильная краеведческая программа «Моя малая Родина»
Во исполнение подпункта 4.2 пункта 4 раздела II Протокола совещания Губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко с органами исполнительной власти Приморского края и главами муниципальных образований Приморского края 28.02.2022 № 9, в целях воспитания у несовершеннолетних российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, Приморскому краю, чувства гордости за свою малую Родину, за историческое прошлое многонационального народа России, осознания обучающимися своей этнической принадлежности, знания культуры своего народа и своего края на территории Яковлевского муниципального района организованы профильные патриотические смены в период летней кампании отдыха и оздоровления детей с реализацией программ профильной краеведческой смены «Моя малая Родина»
ПРОГРАММА
летних оздоровительных лагерей
с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района «Моя малая Родина».
Паспорт программы.
1.Название программы | Профильная краеведческая программа «Моя малая Родина» летнего лагеря с дневным пребыванием детей. |
2. Цель и задачи программы | Цели программы: создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания на примере краеведческого материала; Задачи программы: Наша программа способствует формированию у ребят: интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности; уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию; стремления к улучшению окружающей среды родного села; мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания. |
3.Направление деятельности | Краеведческое, гражданско- патриотическое. |
4.Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5.Ожидаемые результаты | 1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. 2.Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов. 3. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности. 4.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села. 5.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности. 6. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек. 7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста. |
6.Содержание программы | Форма: краеведческая экспедиция по родным местам «Моя малая Родина» Содержание потока: в ходе смены ребята путешествуют тропами: тропа «Мой дом родной» тропа «Мои земляки» тропа «Мы будущее малой Родины» |
7. Сроки и этапы реализации. | Летняя оздоровительная кампания 2022 года |
8.Оценка эффективности | Диагностическое обеспечение. |
9.Основные участники и исполнители программы | Учащиеся школы с 6,5 до 15 лет, воспитатели летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей. |
Методические рекомендации
по проведениюпрофильной краеведческой программы «Моя малая Родина» летних лагерей с дневным пребыванием детей.
Важная часть отдыха детей в летний период – лагерь с дневным пребыванием, организованный на базе школ.
Отдых детей сегодня — это не только социальная защита, это ещё и пространство для творческого развития. Обогащения духовного мира, и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации учащегося с учетом реалии современной жизни.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха и оздоровления детей школьного возраста была вызвана следующими фактами:
-в виду нестабильной политической атмосферы в окружающем социуме, появилась необходимость с раннего возраста приобщать ребенка к культурному наследию своего края, воспитывать патриота своей малой родины;
-модернизацией традиционных форм работы с детьми в лагере с дневным пребыванием, таких как викторины, конкурсы, праздники и введением новых;
-необходимостью использования в реализации целей и задач программы богатого творческого и патриотического потенциала детей и педагогов школы.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием для являются: сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья детей; гражданско- патриотическое воспитание учащихся.
Данная программа по своей направленности является комплексной, профильной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием.
По продолжительности программа является краткосрочной и рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 15 лет.
Исходя из вышесказанного, было определено основное направление работы по организации отдыха и деятельности учащихся в летнем лагере гражданско- патриотическое.
Актуальность программы
Одно из направлений воспитательной программы школы «Патриотическое воспитание». Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по патриотическому воспитанию.
Для воспитания чувства патриотизма у детей нужно знать историю села, дома, улицы, района и края. Учить детей видеть красивое и прекрасное в родном селе. Необходимо научить детей гордиться нашими успехами и достижениями.
Для более глубокого погружения учащихся в историю своей малой родины, необходимо непрерывное образование.
Организация краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно — воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.
Рассматривая различные формы организации смены необходимо остановиться на краеведческих мероприятиях.
Путешествуя по родным тропам, ребята знакомятся с историей школы, села, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями района и края. Программа «Моя малая Родина» разработана для учащихся 6,5-15 лет. Программа краткосрочная, реализуется в течение профильной смены.
Цели программы
- создание благоприятных условий и возможностей, позволяющих решить задачи непрерывного патриотического воспитания;
- оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.
Задачи программы
Программа способствует формированию у ребят:
- интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;
- уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;
- стремления к улучшению окружающей среды родного села;
- мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
- навыков ЗОЖ.
Принципы реализации программы
- Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
- Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
- Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
- Принцип мтивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
- Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
- Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
- Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.
Этапы реализации программы
Количество дней для каждого этапа устанавливается с учётом продолжительности смены и утверждается руководителем организации отдыха детей и их оздоровления.
I этап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что до открытия профильной смены летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
•издание приказа по школе о проведении летней смены профильного лагеря;
•разработка программы деятельности профильного лагеря;
•подготовка методического материала для работников профильного лагеря;
II этап. Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1 день.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Моя малая Родина»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа по программе;
- работа над презентацией отряда.
IV этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов реализации программы;
- анализ реализации программы, корректировка.
Ожидаемые результаты
- Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного села и края.
- Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.
- Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
- Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.
- Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
- Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
Условия реализации программы
- Совместная заинтересованность в общем деле.
- воспитание ответственности;
- формирование социальной активности;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, оздоровления;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка;
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);
- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.
2. Формы реализации программы.
Краеведческое направление программы – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.
- Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного села и края. Расширять кругозор учащихся, развивать их познавательных интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
- Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности, безопасности на воде. Проведение инструкций по охране труда.
- Развивающий блок включает работу кружков, оформление презентаций, проведение викторин, игр.
3. Содержание программы
Форма: краеведческая программа «Моя малая Родина».
Содержание программы: в ходе смены ребята путешествуют тропами:
- тропа «Мой дом родной»
- тропа «Мои земляки»
- тропа «Мы будущее нашей Малой Родины»
Содержание троп:
1. Тропа «Мой дом родной» содержит следующие мероприятия:
Диспут «Кто я, где мои корни?», достопримечательности села, района, края, расположение на карте России, реки и озёра, история возникновения села, района, создание исторической справки «Происхождение названий улиц нашего села», разучивание народных песен, игр нашего края, зарисовка на асфальте: «Лекарственные растения нашего края», экскурсы в историю школы, села и его улиц, района.
2. Тропа «Мои земляки» содержит следующие мероприятия:
Встречи со старожилами города, знакомство с обычаями и традициями, выпуск электронной газеты «Земляк», встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами тыла, знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей и т.д;
3. Тропа «Мы будущее нашей малой Родины» содержит следующие мероприятия:
Трудовой десант «Мы за чистоту родного села», круглый стол с администрацией села на тему: «Перспективы родного края», итоговый выпуск газеты «За нами будущее малой Родины».
Финальное мероприятие – демонстрация презентации по собранному материалу, линейка «Подведение итогов смены»
Профильные смены летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района в 2022 году
1 | Яковлевский муниципальный район | «Орлёнок» (Бельцовский филиал МБОУ СОШ с. Яковлевка) | 1,2 | 35 |
2 | «Зарница» (МБОУ СОШ № 1 с. Варфоломеевка) | 2 | 75 | |
3 | «Родничёк» (МБОУ СОШ № 2 с. Варфоломеевка) | 1,2 | 75 | |
4 | «Юный патриот» (МБОУ СОШ № 1 с. Новосысоевка) | 1,2 | 129 | |
5 | «Родной край» (МБОУ СОШ № 2 с. Новосысоевка) | 1,2 | 80 | |
6 | «Дружба» (Покровский филиал МБОУ СОШ с. Яковлевка») | 1,2 | 29 | |
7 | «Орлята» (Яблоновский филиал МБОУ СОШ № 1 с. Новосысоевка») | 1,2 | 60 | |
8 | «Юные патриоты» МБОУ СОШ с. Яковлевка | 1,2 | 140 |
Отчет о реализации краеведческой программы «Моя малая Родина»
в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района
За время работы летних пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей были созданы благоприятные условия и возможности, позволяющие решить задачи непрерывного патриотического воспитания на примере краеведческого материала.
Программа способствовала формированию у ребят интереса к истории родного села, края, к своей родословной, поисковой и исследовательской деятельности, уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, стремления к улучшению окружающей среды родного села, мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания.
Результаты, которые были достигнуты за время работы летних пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей Яковлевского муниципального района:
1. Воспитана в детях любовь к своей малой родине, привит интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2.Расширен кругозор воспитанников.
3. Развиты индивидуальные способности детей, приобщённые к творческой деятельности,
5.Были созданы необходимые условия для самореализации воспитанников в различных сферах деятельности.
6. Улучшены отношения в среде детей и подростков, устранены негативные проявления, искоренены вредные привычки.
7. Укреплена дружба и сотрудничество между детьми разного возраста.
Содержание программы: в ходе смен ребята путешествовали тропами:
- Открытие смен.
- тропа «Мой дом родной»
- тропа «Мои земляки»
- тропа «Мы будущее нашей Малой Родины»
- Закрытие лагерной смены
Содержание троп:
Открытие лагерной смены ознаменовалось нововведением – поднятие флага России под гимн нашей страны. В каждом лагере были проведены эти мероприятия, ребята пели гимн и с благоговением следили, как развивается флаг России над школой.
1. Тропа «Мой дом родной»:
Изучение достопримечательностей села, района, расположение на карте России, рек и озёр, история возникновения села, района, создание исторической справки «Происхождение названий улиц нашего села», разучивание народных песен, игр нашего края, зарисовка на асфальте: «Мой дом родной».
Ребята приняли участие в проекте «Кто я, где мои корни?». Детям было дано задание уточнить у родителей бабушек и дедушек о сувоях «корнях», дальних родственниках. В завершении данного проекта ребята защищали свои Древа родословной.
В рамках краеведческих мероприятий ребята работали с Красной книгой, узнавали много новых растению животных Приморского края, выпускали газеты с лекарственными травами Приморского края, слушали песню о своей малой Родине. Для некоторых ребят она оказалась незнакомой. Разучили слова.
Дети участвовали в различных проектах, таких как «Традиции моей семьи». Ребята рассказали о традициях их семьи, которая идет из поколения в поколение.
В рамках цикла мероприятий «Мой дом родной» проведены беседы о Конституции России, о государственной символике: Гимном, Флагом, Гербом РФ и Приморского края. Проведены конкурсы рисунков «Я рисую Родину родную».Ребята посетили районные и школьные музеи, где с ними были проведеныбеседы о семье и семейных традициях.
На основе этих мероприятий ребята приобрели знания о Конституции РФ, её символике, разучили Гимн. Аргументировали и высказывали свою точку зрения о семейных традициях и семейных ценностях. ПриобрелиГражданские качества патриотического отношения к своей Родине.
2. Тропа «Мои земляки»:
Встречи со старожилами города, знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей.
Дети смотрели презентации с национальной одеждой, традициями русского народа. Воспитателипровели беседы о ветеранах ВОВ родных сел, воспитанники посетили памятники односельчанам, погибшим в войне. На примере жизни и деятельности земляков детям было привито понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни. Воспитатели лагерей стимулировали стремление узнать как можно больше о родной земле и его людях, уважение и внимание детей к старшему поколению.
На основе всего, что было проведено на этом этапе дети с интересом слушали беседы жителях родного села и рассказали о своих родственниках, побывавших на войне.
3. Тропа «Мы будущее нашей малой Родины»:
Трудовой десант «Мы за чистоту родного села», «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», в парке захоронения участников ВОВ, дискурс на тему: «Перспективы родного края».
В рамках цикла мероприятий организованы и проведены проекты «Каким я вижу будущее своей малой Родины?». Ребята рисовали рисунки, каким бы они хотели видеть свою малую Родину через года.
Через беседы и личный опыт были привиты бережное отношение к родному селу и его природе. Воспитывали чувство гордости за свою малую Родину и его жителей. Для себя дети извлекли понятие того, что их село – маленькая частичка нашей большой Родины и поэтому её нужно держать в чистоте ив дальнейшем внести лепту в развитие своего родного села.
Также были реализованы мероприятия следующей направленности:
Спортивная направленность: проводилась ежедневная физзарядка, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, состязания, командные спортивные игры и т.д.
Творческая направленность: организовывались конкурсы рисунков «Моя семья – моя радость», «Правила дорожного движения», «Русские герои», «Любимые уголки родного края» и др… Ребята приняли участие в концертах, конкурсах «Алло, мы ищем таланты». КТД «День семьи, любви и верности». Проведена творческая мастерская по изготовлению поделок из бумаги. Каждая команда подготовила выступление «Нет вредным привычкам».
Интеллектуальная направленность: проведены различные викторины «Ежели вы вежливы», «Путешествие по сказкам», викторина по символике района, края «Страна чудес». Активное участие проявили ребята в квест – играх «Движение — это жизнь», «В поисках сокровищ», «Знания ПДД», «Яйцелет», в «Кулинарном поединке» показали свою смекалку, эрудицию. Для ребят подготовлен и проведен «Экологический КВН», где каждой командой было подготовлено творческое домашнее задание (подготовить сказку на экологическую тематику). Ребята приняли участие в конкурсе знатоков «Что? Где? Когда?»
Развлекательная направленность: для воспитанников организованы просмотр фильмов, мультфильмов, дискотеки, игры на сплочение коллектива и др.
Направление: собственнаябезопасность и безопасность окружающих. В рамках этого направления организованы и проведены встречи с представителями правоохранительных органов, представителями КДН и ЗП, МЧС, пожарной охраны. Ребятам провели беседу и показали видеоматериалы о правилах поведения на водных объектах и оказание первой помощи утопающим. Напомнили о правилах поведения и собственной безопасности в каникулярное время, об ответственности за неправомерные действия, о мерах предосторожности по использованию электроприборов и т.д. Проведена беседа «Не играй с огнем и тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара с элементами спасения человека.
Администрация Яковлевского муниципального района организовала для ребят пришкольных лагерей поездки в авиамузей г.Арсеньева, а также были организованы «Инженерные каникулы», где на разных площадкахпроведены мастер – классы по робототехнике. Всем участникам этих событий очень понравились мероприятия.
В период летней оздоровительной кампании 2022 в летних оздоровительных лагерях Яковлевского района был проведен конкурс проектов патриотической направленности «Мы – патриоты России!», где от каждого лагеря была набрана команда с подготовленной символикой и речевкой своего оздоровительного учреждения. Победители награждены грамотами, участники – дипломами главы Администрации Яковлевского муниципального района, все команды получили сладкие призы.
Обе смены в оздоровительных лагерях Яковлевского района царило веселье, суета, каждый день был наполнен интересными событиями и мероприятиями. Дни, проведенные в лагере, доставили детям много радостных минут и, несомненно, запомнятся им надолго!